Как судят бальные танцы?
Соревнования по бальным танцам проводят в соответствии с несколькими программами: европейская, латиноамериканская, программа десяти танцев, леди формейшн, парный формейшн. На первый взгляд регламентация судейского поведения может показаться достаточно четкой, но во время соревнований проявляется основной недостаток — оценка по конкурсному образцу, а не с упором на спортивные требования.
Как же судят бальные танцы?
Важно отметить, что основной критерий оценивания не является постоянным и зависит от танцевального класса конкурсантов.
Танцевальный класс
Всего насчитывают 7 классов, которые формируют на основе программы обязательных танцев: N, E, D, C, B, A и S. Если в классе N судьи обращают внимание, как правило, на чувство такта и ритма, правильные линии тела юных танцоров, то в классах A и S на первый план выходит оценка энергичности, уровня «станцованности» пары, техники и индивидуального стиля.
Английская система “Скейтинг”
Еще в 1954 году в Англии разработали систему оценки спортивных бальных танцев «Скейтинг». Она регламентирует поведение судей на каждом этапе танцевальных соревнований (предварительные туры, полуфинал и финал), а также содержит перечень основных критериев оценивания:
- Во время предварительных туров пары танцуют одновременно, а арбитры фиксируют танцоров-фаворитов на специальном судейском листе или планшете. Каждый судья должен выбрать определенное количество участников, достойных, на его взгляд, следующего этапа соревнований.
- После окончания предварительных туров баллы арбитров суммируются, и в полуфинал проходят пары с наибольшим количеством “крестов” (судейских отметок). Такой подход дает возможность нивелировать субъективность оценивания.
- В финале танцоры выступают в порядке возрастания уровня исполнительского мастерства. По завершению судьи выставляют места, и подводят итоги соревнования.
Критерии судейства бальных танцев
Сравнение исполнительского мастерства танцевальных пар оценивают за следующими критериями: темп и основной ритм, линии корпуса, динамика и движение, ритмическая интерпретация и работа стопы. Некоторые арбитры также обращают внимание на позицию и дистанцию пары, представление (шейп), ощущение паркета и другие.
Темп и основной ритм
Темп (такт) — означает, что шаг танцоры завершают точно на определенный счет. Соблюдение основного ритма — шаг делают в течение времени, отведенного для этого (например, медленно или быстро). Также пара должна придерживаться идеального соответствия между быстрыми и медленными шагами. Сюда также относят музыкальность — соответствие движений музыкальной специфике.
Линии корпуса
Правильные элегантные линии пары, которые соответствуют характеру стилизованного конкурсного танца. Каждая линия оценивается одинаково: рук (рамка), спины, плеч, положение таза, ноги, голова и шея, левые и правые боковые линии.
Динамика и движение
Движение (динамика) — слитное выполнение фигур, движение, соответствующее характеру танца, который демонстрируют конкурсанты. Судья также должен определить, выполняют ли движения в соответствии с характером танца, оценить подъемы и опускания, свинг и равновесие пары (баланс).
Ритмическая интерпретация
Ритмическая интерпретация — четкая выразительность в середине такта, эмоциональная отзывчивость на музыку (артистичность). Оценка ритмической интерпретации должна подтвердить хореографические способности и музыкальность пары во время исполнения конкурсного танца.
Работа стопы
Техника стопы — точное выполнение фигур: направление движения ног относительно корпуса в разных позициях, отточенная работа стопы. Судья должен оценить правильность работы всей плоскости стопы, носка и пятки, поз и движений, закрытость позиции стоп, а также выразительность и контроль движения ног.
Зачем спортсмену очки?
Каждый танцор во время первого соревнования получает зачетную квалификационную книжку, куда оргкомитет вносит ведомости об итогах конкурсных состязаний. В отдельных полях фиксируют дату, время и место проведения конкурса, количество танцевальных пар, полученные очки и общие рекомендации относительно финального результата. Если пару дисквалифицировали, в книжке появляется соответствующая отметка.
Проще говоря, очки — это возможность танцора перейти к следующему танцевальному классу. Важно отметить, что каждый участник получает очки по отдельности, а не в пределах конкурсной пары.
#харизмалайф